Стрыйковский при создании своей концепции литовско-русских отношений XIII-XV вв., представленной в трех его сочинениях — «Посланнике добродетели», повести «О началах» и хронике, подчиняет свидетельства использовавшихся им источников собственному пониманию ситуации в региональной политике. В результате, известия, отражающие историческую действительность, тесно переплетаются с вымышленными реляциями, так как летописные памятники литовско-русского происхождения, посвященные событиям первой половины XIII в., содержали немало легенд, призванных возвеличить и «удревнить» историю литовского государства и правящей династии. Именно благодаря легендарному элементу образ литовско-русских отношений, представленный на страницах сочинений Стрыйковского, разительно отличается от представлений его предшественников.
Важнейшей предпосылкой коренного изменения баланса сил во взаимоотношениях литовцев и русских Стрыйковский в повести «О началах» и хронике называет поражение армии Романа Г алицкого от поляков под Завихостом. По свидетельству историка, в предшествующий этому событию период Литва находилась под властью князей Руси, уплачивала им дань, но при этом нередко «выходила из подданства как народ языческий, неспокойный и вольнолюбивый», что вынуждало русских проводить против литовцев карательные акции, а в качестве наказания принуждать их к «скотьим работам, для которых предназначались кони и волы». Называя Романа «главным польским и литовским врагом» , Стрыйковский тем не менее упоминает об участии литовских и ятвяжских отрядов в битве под За — вихостом на стороне русских.
Свежие комментарии